Нормативная база

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года №193 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», медиатор имеет право осуществлять свою деятельность, как на непрофессиональной, так и на профессиональной основе.
Профессиональный медиатор
  • Возраст 25 лет и старше
  • Наличие любого высшего образования
  • Наличие дополнительного профессионального образования по вопросам применения процедуры медиации
  • Судьи, пребывающие в отставке
Непрофессиональный медиатор
  • Возраст 18 лет и старше
  • Отсутствие судимости
  • Полная дееспособность

Важно!

Процедура медиации по спорам, переданным на рассмотрение суда или третейского суда до начала проведения процедуры медиации, может проводиться только медиаторами, осуществляющими свою деятельность на профессиональной основе.

В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016 94 (ОКПДТР) профессии «медиатор», равно как и должности «специалист по медиации» пока не имеется. Некоторые юристы даже высказывают мнение о том, что медиатор не может быть работником по трудовому договору.

С 2012 года и по настоящее время разрабатывается профессиональный стандарт «Специалист в области медиации».

Специалисты по медиации могут быть работниками специализированной организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

Если медиатор является наемным работником, его права и обязанности в общем виде закреплены в Трудовом кодексе РФ, в первую очередь, в ст. 21.

Помимо общих прав, имеющихся у всех работников, медиатор обладает специальными правами и гарантиями:

  • правом осуществлять любую иную не запрещенную законодательством РФ деятельность;
  • правом рекламировать свои услуги.

Профессионалы в сфере медиации сегодня работают в разных областях. Они трудятся в юридических консультациях и адвокатских конторах. Их задача здесь – минимизировать число дел для передачи в суд.

Услуги специалистов востребованы в крупных компаниях. Медиаторы способствуют продуктивному течению переговоров, поддерживают благоприятную атмосферу на заседаниях и конференциях, оптимизируют работу отделов кадров.

Медиаторы нужны в частных и государственных службах психологической помощи. Также они занимаются и частной практикой.

Поскольку полученное медиатором - физическим лицом вознаграждение за осуществление регулируемой Федеральным законом N 193-ФЗ деятельности по проведению процедуры медиации не является доходом от предпринимательской деятельности, то доходы, полученные от указанной деятельности, облагаются налогом на доходы физических лиц в порядке, установленной главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового Кодекса.

Медиаторы обязаны самостоятельно вести учет доходов и расходов в рамках осуществления деятельности в качестве медиатора.

Для удобства рекомендуется открыть отдельный счет для использования только для получения доходов и осуществления расходов в рамках профессиональной деятельности в качестве медиатора.

Медиаторы уплачивают налог на доходы физических лиц по ставке 13%, при доходах свыше 5 млн. рублей – 15%.

Налоговая декларация (3-НДФЛ) представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Срок уплаты налога – до 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Оплатить налог на доходы физических лиц можно с помощью сервиса «Уплата налогов физических лиц»

  • Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" Скачать PDF
  • Письмо Минобрнауки России от 18.12.2015 N 07-4317 О направлении методических рекомендаций - по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях Скачать PDF
  • Письмо Министерства экономического развития РФ от 8 августа 2011 г. N Д06-3852 "О саморегулировании в сфере альтернативной процедуры урегулирования споров с участием посредника (процедуре) медиации"
  • "Обзор практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020) Скачать PDF
  • "Справка о практике применения судами Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" за период с 2013 по 2014 год" - Утверждена Президиумом Верховного Суда РФ 01.04.2015 Скачать PDF
  • «Справка о практике применения судами Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» за 2015 год – Утверждена Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 Скачать PDF
  • Справка Верховного Суда РФ "Справка о практике применения Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" - Утверждена Президиумом Верховного Суда РФ 06.06.2012 года
  • Постановление Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 N 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе" Скачать PDF
  • Разъяснения Минэкономразвития РФ от 27.05.2011 "Позиция Минэкономразвития России по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" Скачать PDF
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.01.2018 N 1 "О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур"
  • Глава 10 Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации"
  • Письмо Минфина России от 27.11.2020 N 03-04-06/103511 по вопросу «Об НДФЛ и страховых взносах в отношении вознаграждения, полученного медиатором-физлицом за осуществление деятельности по проведению процедуры медиации»
  • Письмо Минфина России от 13.10.2020 N 03-15-05/89418 по вопросу «Об уплате страховых взносов и представлении отчетности по страховым взносам физлицом, осуществляющим деятельность медиатора, а также состоящим в трудовых отношениях с организацией»
  • Письмо Минфина России от 07.02.2020 N 03-11-11/8223 по вопросу налогообложения доходов ИП, применяющего УСН и осуществляющего деятельность медиатора, и организации, обеспечивающей проведение медиации; о применении ККТ при получении ИП денежных средств за услуги.
  • АПК РФ Статья 138.4. Медиация. "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ
  • Комментарий к Федеральному закону "Об альтернативной процедуре урегулирования спора с участием посредника (процедуре медиации)" / Отв. ред. С.К. Загайнова, В.В. Ярков. М., 2011; Медиация в практике нотариуса / Отв. ред. С.К. Загайнова, Н.Н. Тарасов, В.В. Ярков. М., 2012.
  • "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ Глава 14.1. Примирительные процедуры. Мировое соглашение
  • Статья 59.1. Удостоверение медиативного соглашения "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 30.12.2020)
  • Статья 22.1. Размеры нотариального тарифа "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 30.12.2020)

Анализ Федерального закона от 27.07.2010г. N193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» не показал наличия в тексе закона специальных норм, касающихся обработки персональных данных медиатором. Также 193-ФЗ РФ не содержит требований к организации работы с персональными данными со стороны медиатора. Более того, термин «персональные данные» ни разу не встречается в тексте закона.

Тем не менее, медиатор может считаться оператором персональных данных в силу специфики свой деятельности.

Оператор обязан уведомить Роскомнадзор о своем намерении осуществлять обработку персональных данных (за исключением отдельных случаев) (ч. 1 ст. 22 Закона о персональных данных).

Уведомление о намерении осуществлять обработку персональных данных нужно подать в Роскомнадзор до начала их обработки (ч. 1 ст. 22 Закона о персональных данных).

Вы обязаны опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к вашей политике обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите таких данных. Документ можно разместить на вашем официальном сайте или на информационном стенде в офисе, если сайта у вас нет. Если же вы осуществляете сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, то обязаны (ч. 2 ст. 18.1 Закона о персональных данных, Письмо Роскомнадзора от 19.10.2021 N 08-71063):

• опубликовать политику обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных в соответствующей сети, в том числе на страницах принадлежащего вам сайта, с помощью которых собираются данные;

• обеспечить возможность доступа к этому документу с использованием средств такой сети.

По запросу Роскомнадзора вы должны представить документы, определяющие политику обработки персональных данных, и подтвердить, что приняли необходимые меры, в том числе в рамках политики обработки персональных данных (ч. 4 ст. 18.1 Закона о персональных данных).

Вы должны обрабатывать персональные данные с соблюдением принципов, предусмотренных ст. 5 Закона о персональных данных.

Обрабатывайте персональные данные только в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 6 Закона о персональных данных.

Получите согласие на обработку персональных данных физлица (п. 1 ч. 1 ст. 6, ст. ст. 9, 10.1 Закона о персональных данных).

Субъект персональных данных или его представитель по общему правилу могут дать такое согласие в любой форме, которая позволяет подтвердить факт его получения оператором (ч. 1 ст. 9 Закона о персональных данных).

Храните персональные данные не дольше, чем этого требуют цели их обработки, если срок хранения не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных (ч. 7 ст. 5 Закона о персональных данных).

Примите (обеспечьте принятие) необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий с персональными данными (п. 3 ч. 1 ст. 18.1, ч. 1 ст. 19 Закона о персональных данных).

Соблюдайте требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 N 1119, Требования к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.07.2008 N 512, Положение об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 N 687.

По общему правилу при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, оператор обязан обеспечить, в частности, хранение таких данных граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории РФ (ч. 5 ст. 18 Закона о персональных данных).